Coдержание
Что такое – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью является одним из наиболее распространенных нарушений развития (детского и подросткового возраста).
СДВГ поражает примерно 3–5% детей и может сохраняться и во взрослом возрасте.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью обычно характеризуется:
- Дефицит внимания;
- чрезмерная, стойкая и продолжительная двигательная активность (гиперактивность);
- Поведенческая и вербальная импульсивность.
Дети, страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности часто не доводят начатое им дело до конца. Им трудно сосредотачиваться на чем-то одном, так как постоянно отвлекаются. Они склонны к беспокойствам, чрезмерной двигательной активности, неусидчивостью и неспособностью дождаться своей очереди.
Такие дети не могут концентрировать свое внимание на одной конкретной задаче.
Причины
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью не имеет единой конкретной причины. Происхождение расстройства, по-видимому, фактически зависит от взаимодействия различных экологических, социальных, поведенческих, биохимических и генетических факторов.
В этиологии СДВГ, в частности, по- видимому, участвует экспрессия некоторых генов, регулирующих уровень дофаминергических и норадренергических нейротрансмиттеров. Эти изменения в основном затрагивают функции, выполняемые конкретными участками мозга, регулирующими внимание (префронтальная кора, часть мозжечка и некоторые базальные ганглии, т. е. скопления нервных клеток, расположенные глубоко в мозгу).
СДВГ имеет тенденцию рецидивировать в одной семье и часто возникает в сочетании с другими расстройствами поведения.
Среди факторов окружающей среды, по-видимому, участвуют курение и злоупотребление алкоголем во время беременности. Либо этому способствуют преждевременные роды и неврологические нарушения, возникающие после акушерской травмы или травмы головы.
Повышенный риск развития СДВГ может также зависеть от врожденных инфекций и воздействия пестицидов, свинца и некоторых пищевых добавок (красителей и консервантов).
Симптомы и осложнения
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью начинается в детстве и подростковом возрасте. В среднем манифестация расстройства возникает до 7 лет (примечание: согласно диагностическим критериям DSM-5, некоторые проявления должны возникнуть к 12 годам).
Симптомы СДВГ представлены невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью, более выраженными, чем можно было бы ожидать для ребенка дошкольного возраста равного развития.
В зависимости от того, преобладает ли один из этих признаков, можно выделить три варианта расстройства:
- Невнимательный (т.е. с преобладающей невнимательностью);
- Гиперактивно-импульсивный;
- Комбинированная форма.
В любом случае проявления чрезмерны и не соответствуют возрасту и уровню развития.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью влияет на успеваемость, способность развивать соответствующее социальное поведение, а также стратегии мышления и рассуждения. Дисфункции различного рода (социальные, учебные и семейные) способствуют развитию у ребенка возбужденного, оппозиционного и провоцирующего поведения .
СДВГ может быть связан с трудностями в обучении, тревогой и депрессией, ночным энурезом и нарушениями сна. В некоторых случаях могут также присутствовать неспецифические неврологические дефициты, сенсорные дисфункции и двигательные нарушения.
Трудности в социальных и эмоциональных отношениях могут сохраняться и во взрослом возрасте.
Характерные характеристики и поведение
- Дефицит внимания. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности испытывают трудности с концентрацией внимания и легко отвлекаются. Невнимательность предполагает забывание вещей, частое переключение с одного занятия на другое и легкое утомление через несколько минут.
Дефицит внимания проявляется также в неспособности длительное время следить за разговором и в трудностях обучения, следования инструкциям или выполнения необходимого задания. Ребёнок что-то забывает, кажется рассеянным, ему быстро наскучивает одно занятие, поэтому он часто переключается на другое. - Гиперактивность. В контексте СДВГ двигательная активность чрезмерна и включает в себя ряд проявлений поведения, таких как неусидчивость в школе или во время еды, беспокойство и крайняя болтливость. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности постоянно двигаются, им трудно оставаться на месте.
- Импульсивность. Дети с СДВГ могут быть очень нетерпеливыми и с трудом ждут своей очереди. Они безудержно проявляют свои эмоции и не думают о последствиях своих действий или слов. Другими расстройствами, характеризующими импульсивность, являются чрезмерный гнев и агрессия.
СДВГ у взрослых
В детстве типичное поведение СДВГ мешает многим аспектам жизни, таким как школа, семейные отношения и общественная жизнь. Обычно эти расстройства продолжаются и в подростковом возрасте. Со временем интенсивность симптомов может измениться. В некоторых случаях проявления, связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, могут быть ослаблены.
Однако у других пациентов с СДВГ могут продолжаться проблемы в межличностном общении. Они склонны к злоупотреблению алкоголем или наркотиками и страдают расстройством личности. Кроме того, в зрелом возрасте могут возникнуть неорганизованность, импульсивность, эмоциональная лабильность и плохая стрессоустойчивость.
Сопутствующие расстройства
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью может сопровождаться другими расстройствами, что может существенно затруднить диагностику и лечение.
Наиболее часто с СДВГ связаны следующие состояния:
- Оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведения (характеризующееся антисоциальным поведением);
- Специфические нарушения обучаемости (дислексия, дисграфия и т. д.);
- Нарушения сна.
Реже синдром дефицита внимания включает в себя:
- Пограничное расстройство личности;
- Расстройства настроения (особенно биполярное и большая депрессия);
- Тревожные расстройства ;
- Обсессивно-компульсивное расстройство .
Диагностика
Диагноз СДВГ устанавливается педиатром и /или детским психиатром после сбора информации, касающейся ребенка и его поведения в различных ситуациях, предоставленной многочисленными и разнообразными источниками (например, родителями и учителями).
Проявлениями, лежащими в основе диагноза СДВГ, являются невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Их следует отличать по тяжести, интенсивности и стойкости от нормальных и периодических эпизодов снижения концентрации внимания и физиологической активности многих детей. Более того, эти симптомы могут быть следствием другой патологии, чем синдром дефицита внимания с гиперактивностью. По этой причине врач должен исключить наличие других заболеваний, ситуаций или событий, которые могут вызвать временное и потенциально поддающееся лечению поведение, имитирующее симптомы СДВГ (например: проблемы со слухом, тревога или депрессия и т. д.).
Таким образом, помимо оценки уровней невнимательности, гиперактивности и импульсивности, для установления диагноза СДВГ необходимо соблюдение некоторых требований.
В частности, важно, чтобы ключевые симптомы синдрома (дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность) присутствовали не менее шести месяцев, появились до семилетнего возраста и проявились более чем в одном контексте жизни ребенка. (например, школа, семья и общество).
Кроме того, для диагностики СДВГ всегда необходимо оценить когнитивный уровень ребенка и его способность к общению.
У взрослых СДВГ может проявляться более разнообразными симптомами, но для постановки диагноза необходимо выявить наличие расстройства в детском возрасте.
Лечение
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это хроническое состояние, которое можно лечить с помощью нескольких подходов, таких как лекарства, психотерапия, образование, изменение образа жизни или их комбинация.
Целью этих вмешательств является уменьшение симптомов СДВГ и улучшение дисфункций, вызываемых этим заболеванием. Идеальное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности осуществляется на нескольких фронтах, включая не только самого пациента, но также школу и семью.
Хотя со временем картина может улучшиться, важно вмешаться на ранней стадии, чтобы предотвратить развитие стойких аффективно-реляционных нарушений, нарушений поведения или задержки обучения.
Поведенческая и психологическая терапия
Лечение СДВГ основано на поведенческой и психопедагогической терапии.
Эти вмешательства включают, например, поддержание режима дня, постановку небольших достижимых целей и поддержание концентрации, минимизацию отвлекающих факторов и поощрение позитивного поведения. Эти стратегии могут применяться как родителями, так и учителями, включенными в терапевтический процесс. Таким образом, лечение направлено на уменьшение дисфункционального поведения ребенка с СДВГ.
Фармакологическое лечение
В некоторых случаях поведенческая терапия может быть связана с применением определенных препаратов. Однако следует подчеркнуть, что эти лекарства позволяют контролировать симптомы СДВГ, пока они принимаются, но не излечивают болезнь. Кроме того, их использование не рекомендуется детям дошкольного возраста, поскольку долгосрочные последствия этого лечения неизвестны.
Наиболее часто используемые препараты включают метилфенидат. Этот препарат является стимулятором из группы амфетаминов, способным модулировать обратный захват дофамина синапсами нейронов; Таким образом, состояние гиперактивности из-за недостаточной передачи этого нейромедиатора ослабляется. Другим препаратом, используемым для лечения СДВГ, является атомоксетин; это работает, блокируя обратный захват норадреналина и, в меньшей степени, серотонина. В ходе терапии препаратом необходимо регулярное наблюдение за пациентом с СДВГ для проверки соблюдения протокола лечения, исчезновения основных симптомов и любых побочных эффектов.